Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по страхованию

Страховое законодательство Страховое законодательство носит целостный характер и является совокупностью законодательных актов, которые направлены на упорядочивание страховых отношений между его участниками. Страховое законодательство создает комплексную систему нормативных документов, имеющих различную юридическую силу. В правовой основе страхового законодательства лежат федеральные законы и прочие акты государственного уровня, такие как Указы Президента РФ, ведомственные нормативные акты, постановления Правительства РФ. Правовым актом, обладающим мощной юридической силой является Конституция Российской Федерации. Федеральный закон об организации страхования создан для урегулирования отношений между участниками, которые осуществляют различные направления в страховой деятельности. Так же данный закон призван осуществлять государственный надзор за функционированием субъектов в страховой деятельности и прочие складывающиеся отношения, которые связаны с созданием страховой деятельности. Урегулированию правоотношений между субъектами и участниками страхового рынка помогают ряд основных Федеральных законов. Федеральный закон об ОМС создан для урегулирования отношений, возникающих при исполнении обязательного медицинского страхования.

Структура страхового законодательства

Введение Нормативная база действующего российского законодательства в значительной степени усовершенствована и упорядочена за последнее десятилетие. страховая деятельность должна осуществляться на правилах поведения, абсолютно понятных как субъектам страхового дела, так и надзирающим, контролирующим органам, судебным органам, так и всем потребителям страховых услуг. Всем должно быть четко и однозначно ясно: Уместно четко определить место, права и обязанности всех профессиональных участников страховых отношений: Основные направления совершенствования действующего страхового законодательства.

Предложения по разработке новых нормативно-правовых актов в сфере страхования.

страховое право состоит из множества нормативно-правовых актов, . В данных разделах закреплены: общее понятие страховой деятельности; органы, Кроме того, в сфере страховой деятельности отсутствует какой- либо.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от Приказ Минфина России отЦель и задачи организации страхового дела. Формы страхования Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Статья 3. Формы страхования в ред. Федерального закона от Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами организации страхового дела являются: страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. О применении судами законодательства, регулирующего отношения в области добровольного страхования имущества граждан, см. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

При заключении договора добровольного страхования страховщик предлагает страхователю указать номер мобильного телефона и или адрес электронной почты для направления страхователю в случаях, предусмотренных настоящим Законом, информации об исполнении обязательств по договору страхования. Федеральных законов от В целях информационного взаимодействия участников отношений, регулируемых настоящим Законом, и противодействия мошенничеству в страховании создается единая автоматизированная информационная система, содержащая информацию о договорах страхования по видам страхования, предусмотренным подпунктами 6 и 14 пункта 1 статьи

Организация страхования в Российской Федерации Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.

Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.

Автотранспортное страхование является обязательным страхованием обратиться к примирителю в области автотранспортного страхования.

Правовые основы страхования страхование затрагивает интересы практически всех субъектов экономики. В страховых компаниях и во внебюджетных страховых фондах концентрируются огромные средства, предназначенные для выплат страхователям. От соблюдения финансовых обязательств, принятых страховщиками, зависит финансовое благополучие населения, субъектов хозяйствования. Сохранность страховых фондов и их целевое использование, соблюдение взаимных обязательств страховщиков и страхователей требуют жесткого и постоянного государственного контроля и регулирования.

Контроль и регулирование в свою очередь должны опираться на законы и иные нормативные документы. В России формируется трехступенчатая система страхового права:

Формирование системы страхового законодательства в России

Гражданское право, регламентирующее заключение, действие и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию, основано на следующих основных источниках права различной юридической силы: Гражданский Кодекс Российской Федерации, гл. Примерные правила добровольного медицинского страхования Примерные правила добровольного индивидуального страхования от несчастных случаев Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты.

Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций и регулирующее отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права, главным образом, ведомственных нормативных актах, изданных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая г.

из нас, а, во-вторых, существующая законодательная база в области страхования, Законодательство о страховой деятельности складывается из норм общее правило, Россия, имущественное страхование.

К ним относятся, например. Этими правовыми актами устанавливаются органи- зационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собою и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.

Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования.

Законодательство

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Система законодательства в области страхования. страховой ущерб — это убыток, который понес страхователь или выгодоприобретатель в связи с наступлением страхового случая.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об организации страхового дела в Российской .. проведение единой государственной политики в сфере страхования; Указанные акции не учитываются при определении кворума общего.

Членами Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Комиссия создается на основе следующих принципов: При этом каждое объединение профсоюзов и работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны Комиссии одного своего представителя. Количество членов от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Основными задачами Комиссии являются: Члены Комиссии, несогласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, а также положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне комиссии формируются с целью ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых межотраслевых соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Общие положения о страховании

Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. страховые резервы и фонды страховщиков 1. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

Законодательство о страховой деятельности состоит из настоящего Закона и общее страхование (личное, имущественное страхование, страхование квалификации специалистов в области страхования (перестрахования).

Это приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора. В статье рассматриваются различные аспекты этой проблемы и вносятся предложения о возможных путях решения задачи создания такой системы страхового законодательства. Хорошо известна истина — успех дела трудно обеспечить без системного подхода. Если проанализировать законодательные акты, регулирующие страхование, то первый вывод, который при этом напрашивается, — единой системы страхового законодательства в нашей стране нет.

Одной из причин этого, по нашему мнению, является отсутствие серьезных исследований данной темы в теории страхового права, где абсолютное большинство публикаций посвящены частным проблемам правового регулирования страхования. Эта статья представляет собой попытку анализа основных законодательных актов о страховании с точки зрения их целостности и системности. Естественно, рамки журнальной статьи не позволяют охватить все аспекты этой темы, поэтому анализу здесь подвергнуты те проблемы, которые авторы считают самыми актуальными и важными.

О практической значимости темы говорит тот факт, что с каждым годом увеличивается число судебных споров, связанных со страховой деятельностью и исполнением договоров страхования, а также постоянно возрастающий поток жалоб граждан в органы страхового надзора по поводу неправомерных, по их мнению, действий страховщиков. Очень часто это связано и с дефектами законодательства, такими, как противоречивость норм, отсутствие четкости, что допускает неоднозначный подход, множество пробелов, не позволяющих определить правила поведения участников страховых правоотношений, отсутствие механизма реализации отдельных норм и т.

Краткая история вопроса Начало формированию системы законодательных актов, регулирующих страхование, было положено еще до революции. В советский период эта система была упрощена до минимума, так как в условиях государственной монополии разветвленной законодательной базы не требовалось. Последующее становление рыночных отношений в России вновь остро поставило на повестку дня вопрос о создании системы страхового законодательства. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик года уже учитывали формирование рыночных отношений, в том числе в сфере страхования: Основы действовали в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, вплоть до года, когда вступила в силу часть вторая ГК РФ.

Система страхового законодательства РФ

Однако приоритетное значение имеют акты гражданского законодательства, определяющие важнейшую часть страховых отношений - обязательства по страхованию. Совокупность нормативных актов, содержащих страховые нормы, образует комплексное, межотраслевое по своей природе законодательство о страховании. Гражданско-правовые источники страхового права представляют собой определенную систему, центральное место в которой занимает ГК.

Нормы ГК регулируют лишь гражданско-правовые страховые отношения - обязательства по страхованию, устанавливая для любой их разновидности общие правила. При этом страховые обязательства урегулированы ГК исчерпывающе, и, таким образом, они не могут включаться в предметную сферу каких-либо иных законов. Поэтому Закон РФ от 27 ноября г.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией и области страхования, перестрахования и страхового посредничества; .. 13) порядок подготовки и проведения общего собрания участников Компании;.

Обще и специальное законодательство Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирую-щие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпри-нимательской деятельности, рода занятий. К ним относятся, например. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собою и государством, что особенно важно в области налогообложения, и тд.

Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования. Специальное страховое законодательство, регулирующее специ-фические страховые отношения, включает федеральные законы, ука- зы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования.

Федеральным законом от 31 декабря г. После вступления в силу второй части нового Гражданского кодекса Российской Федерации с марта г. Ведомственньк нормативные документы В системе законодательства, регулирующего деятельность стра-ховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции.

Кроме того, органы надзора выпускают методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, реко-мендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями. В их числе, например, Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденная распоряжением Росстрахнадзора от Б июля г.

Система законодательства в области страхования.

Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку. При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения например, минимальная страховая сумма. Добровольное страхование Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах.

Таким образом, регулирование отношений в области страхования происходит одновременно на трёх уровнях – общее законодательство, специальное.

Начало формированию системы законодательных актов, регулирующих страхование, было положено в нашей стране еще до революции. В советский период эта система была упрощена до минимума, так как в условиях государственной монополии разветвленной законодательной базы не требовалось. Последующее становление рыночных отношений в России вновь остро поставило на повестку дня вопрос о создании системы страхового законодательства. Этим Законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.

Речь шла о страховании кооперативными организациями имущественных интересов в рамках кооперативной системы. Однако уже с самого начала кооперативные страховые организации не стали ограничиваться сферой, определенной Законом, и стали проводить различные операции по имущественному и личному страхованию. Последнее постановление являлось основанием для работы на страховом рынке конкурирующих между собой государственных, акционерных, взаимных и кооперативных обществ, имеющих право проводить различные виды страхования.

На основании этих законодательных актов, уже к началу года в России действовало около 2,5 тыс.

Тема 2. Юридические основы страховых отношений

Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку. При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения например, минимальная страховая сумма.

Добровольное страхование Основная статья: Добровольное страхование Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах.

Правовое регулирование в области страхования Правовые нормы, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон «О а по общему правилу — в момент уплаты первого страхового взноса или.

страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела. Абзац второй пункта 2 статьи 4. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации. Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора. Наименование фирменное наименование субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: Субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое наименование фирменное наименование , повторяющее частично или в целом наименование фирменное наименование другого субъекта страхового дела.

Курс лекций"Cтрахование". Лекция 3: Три вида страхования

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как победить страх, кликни здесь!